Как правильно снять квартиру

Найм квартиры (который обычно называют арендой) сопряжен с несколькими рисками как для собственника, так и для самого нанимателя. Однако если заранее знать, что нужно делать, а от чего лучше воздержаться, можно значительно снизить вероятность оказаться обманутым. О том, как правильно снять квартиру, подробно рассказывается в материале.

Теоретически схема выглядит довольно просто: арендатор подбирает подходящий вариант, осматривает его, подписывает договор и передает деньги арендодателю. Но на практике можно столкнуться и с подводными камнями. Чтобы минимизировать риски, лучше заранее проанализировать несколько важных моментов.

Прежде всего, нужно определиться, как именно подыскать подходящий вариант. Это можно сделать самостоятельно или с помощью риэлтора. В первом случае экономится большая сумма денег – обычно услуги агентства стоят от 50% до 100% за месячную плату, установленную в договоре. Однако привлечение посредника дает несколько преимуществ:

  1. Экономится время, поскольку подбором вариантов по заранее описанным критериям занимается специалист, а не арендатор лично.
  2. Снижается вероятность столкнуться с мошенниками – риэлторы проверяют юридическую чистоту объекта (отсутствие ареста и других обременений).
  3. Есть вероятность более детально познакомиться с собственником. Например, если он уже несколько лет сдает квартиру, риэлтор обязательно скажет об этом.
  4. К тому же можно составить грамотный договор найма (аренды) и заранее ознакомиться с его текстом.

При желании можно найти квартиру и без посредников. Тогда нужно самостоятельно составить договор найма (инструкция описана ниже).

Переговоры с собственником и осмотр квартиры – обязательное условие. В первую очередь необходимо заранее составить список обязательных требований (район, этаж, тип дома, наличие того или иного интернет-провайдера и многое другое). Обязательно следует учесть и наличие/отсутствие мебели и бытовой техники. Во время осмотра обращают внимание на:

  1. Общее состояние квартиры. Если есть явные дефекты, это нужно обязательно отразить письменно, в акте приема-передачи.
  2. Состояние коммуникаций – важно, чтобы все системы (проводка, газ, вода и другие) работали исправно. Все приборы проверяются отдельно.
  3. Состояние мебели и бытовой техники – они должны работать нормально; если есть дефекты, это также отражается в акте приемки.
  4. Состояние подъезда (если он неухоженный, большая вероятность, что в доме живет много неблагополучных семей).

Это наиболее важный этап, потому что именно договор является основным документом, на который можно будет впоследствии сослаться для защиты своих прав, если это понадобится.

Можно воспользоваться и типовым образцом договора, приведенным ниже, но в нем обязательно нужно отразить такие пункты:

  1. Размер платы, невозможность ее изменения в течение полугода/года.
  2. Размер коммунальных платежей – как определяется, включается ли в месячную плату (также нужно зафиксировать данные счетчиков в день подписания договора, убедиться по коммунальным платежам, что задолженности нет).
  3. Порядок внесения платы (срок, способ – наличными или на карту).
  4. Порядок пользования имуществом, ремонт (за чей счет, в каких случаях).
  5. Срок действия договора (минимум полгода/год, возможные штрафные санкции за преждевременное расторжение).

Также нужно внимательно заполнить и акт приема-передачи квартиры.

Вместе с тем полезно обратить внимание и на те обстоятельства, которые несут наибольшие риски. Вот 5 действий, которые лучше исключить при снятии квартиры:

  1. Прежде всего, все переговоры нужно проводить только с собственником, а не с его доверенным лицом. Даже нотариально заверенная доверенность несет определенные риски, потому что владелец квартиры может в любой момент отозвать ее (в том числе и непосредственно перед подписанием договора найма). Если собственников несколько, необходимо получить согласие каждого из них. Если квартира при этом муниципальная, потребуется и разрешение наймодателя, т.е. государства в лице федеральных или местных органов власти.
  2. Не стоит договариваться о чем-либо устно, даже если есть основания думать, что собственнику можно доверять. Например, такие незначащие на первый взгляд вопросы, как ремонт сантехники, холодильника и т.п. нужно описать в договоре, а не на словах. Также важно прописать весь перечень имущества, который переходит в пользование вместе с квартирой (даже если это довольно старая мебель или техника).
  3. Рискованно брать на встречу с собственником сразу всю сумму за месячную аренду, а также страховой депозит (если он потребуется) и т.п. Нередки ситуации, когда вместо собственника на сделку приходят мошенники, которые могут просто отобрать деньги. По этой же причине лучше идти на встречу не одному. К тому же прийти вместе с другом или родственником гораздо легче в психологическом плане.
  4. Категорически запрещается передавать какие-либо деньги без письменного подтверждения. Даже если речь идет о небольшой сумме (например, 3-4 тысячи рублей в качестве аванса), все равно составляется письменная расписка с соответствующими обязательствами: собственник гарантирует вселение квартиранта, а последний обещает, что вселится не позднее конкретной даты.
  5. Наконец, в случае работы с риэлтором не стоит оплачивать его комиссию заранее. Добросовестные агентства берут деньги не за услугу вообще, а за конкретный результат. То есть средства можно передать только после того, как будет подписан договор найма.
Ссылка на основную публикацию