Как оформить пенсию по возрасту в 2020 году

В общем случае для оформления пенсии по старости достаточно принести паспорт и оригинал трудовой книжки и других документов, подтверждающих стаж работника. Однако дополнительно могут понадобиться и другие документы – например, бумаги, подтверждающие стаж на Крайнем Севере, факт воспитания малолетнего ребенка и др. Полный перечень документов и инструкцию по оформлению пенсии в 2020 году можно найти в статье.

Два основных, обязательных документа – это паспорт и трудовая книжка. Наряду с ними могут понадобиться и другие бумаги, которые можно объединить в 2 группы:

  1. Документы для подтверждения дополнительного стажа.
  2. Документы для получения ежемесячных доплат к пенсии.

Организации по разным причинам не всегда заключают с гражданином трудовой договор и не всегда фиксируют факт его трудоустройства в основном документе – трудовой книжке. Поэтому зачастую приходится обращаться к бывшим работодателям или в местные архивы для получения других бумаг, подтверждающих стаж:

  1. Любые трудовые договоры, в том числе на несколько недель/месяцев (например, сезонные работы).
  2. Гражданские договоры, акты о приемке работ компанией, ИП или частным лицом, которому сотрудник оказывал услугу.
  3. Трудовые книжки, выдававшиеся на руки работникам колхозов. Этот документ сейчас не используется, но имеет юридическую силу для подтверждения факта работы.
  4. Справки от работодателя, выписки из приказов (нужно подать выписки из распоряжений руководителя о приеме и увольнении сотрудника).
  5. Ведомости, лицевые счета и другие финансовые документы, где есть данные о зарплате, периоде ее выдачи.
  6. Военный билет для военнослужащего, имеющего выслугу в рядах ВС.

В ряде случаев пенсия увеличивается за счет того, что в семье пенсионера, например, проживает иждивенец, или его супруг (кормилец) ранее умер и др. Перечень документов для этих случаев представлен в таблице.

ситуациядокументыпериод предоставления доплаты
умер кормилецсправка о полученных им доходахв течение всего времени
в семье пенсионера есть нетрудоспособные родственники*бумаги, подтверждающие возраст нетрудоспособного и его родственную связь с пенсионеромв течение всего периода их нетрудоспособности
рождение сына/дочерисвидетельство о рождениидо исполнения ребенку 18 лет
опека малолетнегорешение суда или свидетельство об опекунстве, а также справка о составе семьидо исполнения ребенку 8 лет
сын или дочь, признанные инвалидами с детствавыписка из акта МСЭ с установлением инвалидностив течение всего времени действия инвалидности
работа во вредных условияхсправки от работодателяв течение всего времени
работа на Крайнем Севере
наличие специфической болезни**медицинская справка

* Это супруг, оба родителя, дети, внуки, а также братья и сестры, дедушки и бабушки.

** Эти заболевания перечислены в федеральном законе.

Также Пенсионный фонд могут заинтересовать любые случаи, связанные с переменой личных данных – прежде всего, ФИО. Поэтому если гражданин менял, например, фамилию, он должен предоставить оригинал свидетельства:

Для отдельных категорий работников предусмотрены повышенные пенсии. Это, например, сотрудники федеральных органов власти, прокуроры, судьи, работники специальных служб (ФСБ, Росгвардия и др.), а также лица, имеющие особые заслуги перед государством – Ветераны ВОВ, космонавты, Герои СССР и РФ и др. Они обязаны предоставить документы, подтверждающие наличие оснований для повышенной пенсии.

Для оформления пенсии заявитель обращается в местное отделение Пенсионного фонда и предоставляет полный пакет документов. Сотрудник принимает их в работу и информирует о примерных сроках рассмотрения (обычно не более 2 рабочих недель).

Шаг 1. Уточните перечень документов для вашего случая

Начать оформление пенсии лучше заблаговременно, поскольку срок оформления отдельных документов может занять несколько дней или даже недель. В общем случае это будет только паспорт и оригинал трудовой книжки.

Однако если стаж нужно будет подтвердить иным способом, придется разыскивать работодателя или обращаться в архив, если такой организации уже не существует. Поэтому заранее уточните перечень документов, который нужен именно в вашем случае, обратившись на горячую линию или в отделение Пенсионного фонда (бесплатный телефон 8 800 775 54 45).

В отделении фонда заполните заявление-анкету, в которой укажите личные данные:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • адрес;
  • наличие/отсутствие инвалидности;
  • наличие/отсутствие льготной категории и т.п.

Подать заявление на оформление пенсии вместе с полным пакетом документов можно 3 способами:

  1. Лично обратившись в местное отделение Пенсионного фонда. Допускается обратиться и в другой офис, если гражданин находится далеко от места постоянного проживания.
  2. Обратиться в любой МФЦ – центр по предоставлению госуслуг гражданам. Чтобы попасть на прием без очереди, можно предварительно записаться онлайн или по телефону (например, в Москве +7 (495) 777 77 77, в Санкт-Петербурге +7 (812) 573 9 000).
  3. Подав заявление онлайн через портал Госуслуги. Предварительно необходимо зарегистрироваться на этом сайте, предоставить данные паспорта и СНИЛС и подтвердить их любым удобным способом.

Заявитель может передать документы на оформление пенсии и через своего представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Стандартный срок рассмотрения заявления на оформление пенсии составляет 10 рабочих дней. Однако иногда он может быть увеличен, если заявитель предоставил неполный пакет документом или же данные о его стаже в той или иной организации не подтвердились. В таких ситуациях фонд назначит выплаты только по подтвержденным данным, после чего пенсионер может принести дополнительные бумаги.

В любом случае пенсия начинает начисляться не со дня обращения, а с 1 дня, когда гражданин достиг пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин). Поэтому даже если заявитель обратился спустя 2 месяца после этой даты, ему будет сделан соответствующий перерасчет.

Ссылка на основную публикацию