Какой штраф за отсутствие страховки ОСАГО

Страхование автомобиля – обязательное условие его вождения, поэтому за езду без страховки в случае выявления нарушения всегда последует штраф. Его сумма зависит от конкретного случая. Подробный анализ каждой ситуации приводится ниже.

В настоящее время никаких увеличений действующих санкций не было сделано. В зависимости от конкретного случая отсутствия полиса ОСАГО штраф составит либо 500, либо 800 рублей. Далее подробно рассматривается каждый вариант.

Это самый простой и довольно распространенный вариант, когда по разным причинам во время управления автомобилем полис отсутствует (утерян, оставлен дома и т.п.). Инспекторы проверяют по базе данных факт его оформления и действия и выписывают штраф 500 рублей.

Случай также распространенный – в любом полисе ОСАГО должен быть приведен пофамильный список всех лиц, которым собственник автомобиля доверяет управление машиной наравне с собой. Срок действия страховки в этом случае для всех одинаковый, хотя собственник может в любой момент обратиться и исключить из списка всех лиц. Если машиной управляет постороннее лицо, штраф составит 500 рублей.

Здесь имеется в виду тот случай, когда страховка, как обычно, оформляется на 1 год, но само время фактического использования автомобиля ставится другим – например, с мая по октябрь. Это особенно удобно в сельской местности, когда машина пригождается в основном только летом. Соответственно, если инспекторы установят факт вождения вне этого периода, то штраф за езду без ОСАГО также уплачивается в сумме 500 рублей.

Это более серьезное нарушение – по факту автовладелец управляет автомобилем, хотя не имеет на то право в связи с отсутствием полиса. Если инспекторы обнаружат подобный случай, штраф составит уже 800 рублей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. До ноября 2014 года за подобное правонарушение не только штрафовали, но и отгоняли автомобиль на штрафстоянку с изъятием госномеров. В настоящее время такая практика прекращена.

Если по факту такое правонарушение можно выделить в отдельную категорию, то с точки зрения закона это приравнивается к тому, что полис ОСАГО отсутствует. Поэтому и штраф точно такой же – 800 рублей.

Все рассмотренные случаи объединены в таблицу.

полис оформлен, но отсутствует (забыл дома)500 рублей
управляющий водитель не вписан в полис
управление вне периода использования автомобиля
полис отсутствует и не еще не был оформлен800 рублей
страховка просрочена

Далее рассматриваются отдельные случаи сходных правонарушений.

Если инспектор зафиксировал факт езды без страховки и выписал штраф, это значит, что автовладелец более не может управлять машиной до тех пор, пока полностью не устранит нарушение – продлит страховку, приобретет ее, изменит период пользования автомобилем и т.п.

Таким образом, в случае повторной остановки представителем ГИБДД даже спустя 10 минут инспектор обязан выписать второй штраф по тому же основанию. С юридической точки зрения нет смысла апеллировать к статье 4.11 КоАП, где указывается, что гражданин не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

Причина в том, что продолжение вождения машины без страховки/с просроченной, забытой страховкой – это новое нарушение того же самого правила, поэтому автовладельцу не стоит рисковать – проще приобрести полис ОСАГО.

Это наиболее тяжелый с точки зрения ответственности случай. По сути, речь идет одновременно как минимум о 2 правонарушениях:

  1. Использование фальшивого документа, который относится к строгой отчетности.
  2. Вождение без страховки.

На практике совокупный штраф может достигать нескольких тысяч рублей с изъятием поддельной бумаги и предписанием покупки настоящего полиса. В редких случаях может угрожать и уголовная ответственность: если будет доказано, что водитель пользуется поддельным документом с умыслом, это попадает под действие статьи 327 УК. Соответственно, речь может пойти и о тюремном заключении.

Однако подобный пункт доказать довольно трудно, и статья применяется в судебной практике только в том случае, если имеет место целая мошенническая схема с массовым изготовлением подложных документов.

Если автомобиль или целый парк машин приобретается в коммерческих целях, соответственно, на каждую единицу техники необходимо оформить свой полис ОСАГО. Во многих случаях организации или ИП приобретают также так называемый ДСАГО – т.е. полис с дополнительными возможностями страхования, который предусматривает значительно больше страховых случаев (сравнение с ОСАГО – в соответствующем разделе).

В случае служебного автомобиля начисление штрафа за отсутствие полиса ОСАГО производится в отношении того лица, которое собственно виновато в нарушении:

  1. Если по какой-то причине сотрудник забыл или потерял документ, ответственность несет только он, поскольку именно он за рулем автомобиля, причем управляет им без страховки. Таким образом, сама организации не несет ответственности за подобные случаи.
  2. Если же полис в принципе не был оформлен (или продлен), ответственность несет ИП или юридическое лицо.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По факту инспектор ГИБДД не будет разбираться в причине отсутствия документа, поскольку его задача сводится только к фиксированию правонарушения и оформлению квитанции. Поэтому сотрудник должен сам разбираться со своей компанией в досудебном или судебном порядке.

Эксперименты с фиксированием правонарушения с помощью специальных технических средств проводились в 2020 году и частично в текущем 2017 году. Наиболее масштабная акция затронула 2 крупных города – Казань и Самару.

Суть опыта состояла в том, что камеры фиксировали все проезжавшие машины и на основе данных по госномерам автоматически вычисляли тех водителей, которые не приобрели полис или ездят по просроченному. Соответственно, на адрес этих нарушителей почтовым отправлением приходила квитанция. Подобные эксперименты в данный момент не проводятся, хотя не исключено, что акция распространится и на другие города.

Дополнительных мер ответственности за вождение без полиса не предусмотрено. Т.е. наложенный штраф будет в той же сумме, без процентов по неустойке или прочих мер административной ответственности. С этой точки зрения многие автомобилисты рассуждают таким образом: купить полис (порядка 3300-20000 рублей) намного дороже, чем просто подвергать себя риску быть остановленным инспектором.

Если учесть, что количество попаданий на представителя ГИБДД будет 3-4 раза в год, то все равно сумма получается не более 3200 рублей – а именно от этой цены и начинается базовый вариант полиса ОСАГО. Соответственно, по деньгам получается примерно одинаково.

Однако такая позиция не выдерживает критики исходя из 2 соображений:

  1. Самое главное – это риск стать виновником ДТП, от которого по факту не застрахован даже самый опытный водитель. Неизвестно, каков будет материальный и моральный ущерб потерпевшей стороны, состоится ли судебное разбирательство и т.п. Соответственно, водитель получит не только штраф за отсутствие ОСАГО, но также обязан будет возместить весь вред потерпевшему полностью за свой счет.
  2. И второй риск связан с тем, что реально никто не может предсказать, сколько раз его остановит инспектор на дороге. В крупных городах в условиях обычного фактически каждодневного использования личного автомобиля шанс попадания на представителя ГИБДД возрастает многократно.

Поэтому самый разумный и естественный вариант – это приобрести полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных и рискованных ситуаций на дороге.

Вина в ДТП и страховые выплаты: все возможные варианты

Страховка ОСАГО или другой вид полиса как раз и оформляется для страхования рисков, которые несет каждый автовладелец. Однако следует различать два объекта страхования:

  1. Гражданская ответственность – т.е. возмещение вреда имущества и здоровью потерпевшей стороне (в том числе его пассажирам).
  2. Сам автомобиль – т.е. выплата за материальный ущерб вне зависимости от того, кто виноват в инциденте.

С точки зрения наличия/отсутствия полиса ОСАГО возможны 4 варианта развития событий:

  1. ДТП случилось по вине водителя, у которого нет страховки. У потерпевшей стороны страховка есть. Тогда возмещение вреда полностью осуществляет именно виновник.
  2. ДТП случилось по вине автовладельца, у которого есть страховка, но ее нет у потерпевшей стороны. Тогда выплата в ее адрес производится за счет страховой компании.
  3. ДТП случилось между водителями, причем страховка отсутствует у обоих. Тогда каждый из них возмещает ущерб другому в полном объеме.
  4. Наконец, если страховка есть у обоих, то вне зависимости от вины каждой стороне убыток возмещает именно страховая компания.

В обычном режиме, когда автомобиль уже длительное время находится в собственности владельца, у него нет права водить машину без полиса ОСАГО.

С другой стороны, закон закрепляет несколько случаев, при которых допускается вождение автомобиля без страховки в течение 10 календарных дней:

  1. В момент приобретения автомобиля. Разумеется, что оформить полис сразу физически невозможно, поэтому в это время автовладелец управляет машиной без ОСАГО, соответственно, и все возможные риски в случае аварии по его вине ложатся исключительно на него. Десять дней в данном случае даются для того, чтобы встать на учет в ГИБДД, пройти техосмотр и получить соответствующий документ, а также купить собственно страховку.
  2. При вступлении в наследство, если в наследственной массе указан автомобиль. При этом не имеет значения, как гражданин стал наследником – по закону (т.е. без завещания) или по завещанию.
  3. Получение права вождения автомобилем в связи с оперативным управлением – наиболее редкий случай, связанный со служебным использованием машины.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок 10 календарных дней учитывает все выходные и праздничные дни и начинает течь с 0 часов местного времени после того дня, когда автомобиль перешел в собственность нового владельца.

Таким образом, предельный срок езды без страховки, за который штраф не будет начислен, – это 10 календарных дней. Далее водить автомобиль можно только при наличии полиса.

Что касается случая оформления очередного полиса, то ездить с просроченной страховкой нельзя ни дня. Соответственно, продлевать ОСАГО нужно заблаговременно.

Между ОСАГО и КАСКО есть существенные отличия, которые начинаются с того, что последний вариант страхования добровольный и позволяет защитить себя не только от выплаты ущерба в случае аварии, но и сам автомобиль от любых ситуаций.

Подробное сравнение представлено в виде таблицы.

признак сравненияОСАГОКАСКО
что именно страхуется (объект)гражданская ответственность виновного лицасам автомобиль
обязательность страхованияобязательнодобровольно
страховые случаивред автомобилю и имуществу, вред здоровью водителя и всех пассажировплюс к этому защита от стихийных бедствий, повреждения упавшими на машину предметами, утрата авто в результате преступления (угон, грабеж)
кто получает компенсациютолько потерпевшийавтовладелец даже когда он виноват, исключая некоторые случаи (ниже)
случаи, когда страховка не выплачиваетсяØ опьянение водителя;

Ø отсутствие полиса;

Ø управление лицом, не имеющим прав;

Ø авария произошла в результате злого умысла;

Ø виновник сбежал с места происшествия. Ø опьянение;

Ø управление лицом, не имеющим прав;

Ø авария произошла в результате злого умысла;

Ø по решению суда автомобиль был изъят;

Ø прочие случаи согласно договору. возраст машины (с даты выпуска заводом-изготовителем) любой возраст не более 10 лет цена страховки по тарифам Центрального Банка: от 3 до 20 тысяч рублей по тарифам собственно страховой компании: обычно от 35 000 до 200 000 рублей риски при отсутствии полиса штраф за езду без страховки, ремонт своего авто и машины потерпевшего за свой счет ремонт за свой счет только своего автомобиля максимальные выплаты страховки 400 тыс руб за повреждение имущества и 500 тыс руб за нанесение вреда здоровью определяется рыночной ценой автомобиля, которая фиксируется на дату подписания договора страхования

Таким образом, принципиально КАСКО отличается от ОСАГО тем, что выплаты положены владельцу автомобиля даже в случае совершения аварии по его вине, кроме приведенных случаев.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Конкретные условия – страховые случаи, предельные выплаты, а также ситуации, когда компенсация не выплачивается, следует внимательно изучить в договоре со страховой компанией. Они могут отличаться в конкретном документе.

Видеокомментарий по видам автострахования можно увидеть здесь.

ДСАГО – вариант дополнительного автострахования, который значительно шире, чем базовый полис ОСАГО. Тарифы на такой полис гораздо выше, но в конечном счете они во многом зависят от решения страхователя – т.е. именно автовладелец вправе выбрать максимальный размер денежной компенсации, а также конкретный набор страховых случаев, из чего и будет складываться конечная цена услуги.

Подробнее об этом виде страхования можно увидеть здесь.

И напоследок – простой метод, как можно за 1 минуту узнать, есть ли у автовладельца штрафы или нет. Для этого достаточно ввести:

  1. Номер автомобиля вместе с кодом региона.
  2. Номер свидетельства о регистрации ТС.

Информацию можно получить на специальном сайте https://shtrafy-gibdd.ru/, причем даже без создания личного кабинета.

Подобные же сервисы действуют в платежных терминалах, банкоматах многих банков, а также в электронных платежных системах (например, Яндекс деньги).

Ссылка на основную публикацию