Как оформить дом в собственность в 2020 году

Оформление дома в собственность допускается только в том случае, если земля также принадлежит соответствующему владельцу. Процедура состоит в сборе необходимых документов и оформлении права собственности в Росреестре, которое занимает 10-20 рабочих дней. Подробное описание каждого этапа и полный перечень документов можно найти в статье.

House in the trees

На практике можно встретить несколько случаев, когда дом необходимо оформить в собственность. В каждом из них предполагается, что земельный участок уже принадлежит тому же владельцу, о чем есть соответствующий документ.

ситуацияособенности
дом только что построеннеобходимо получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, а также о присвоении ему почтового адреса
дом пока не достроенможно оформить в собственность даже недострой, для этого также обращаются в Росреестр
право собственности передается от 1 лица другому (покупка, обмен, дарение и т.п.)обычная процедура оформления, которая во многом сходна с регистрацией права собственности на квартиру
самовольная постройкаесли изначально разрешение на строительство не было получено, собственник может попробовать оформить документы и на самовольное сооружение, обратившись в суд
оформление собственности на дачный домпринципиально ничем не отличается от оформления в собственность капитального строения

Пошаговая инструкция по оформлению права собственности

Оформлением права собственности на все объекты недвижимости занимается Росреестр, поэтому заявитель может обратиться в местное отделение этого органа, собрав полный пакет документов. Обращаться можно как лично, так и через представителя, который действует на основе нотариально заверенной доверенности.

Вне зависимости от того, оформляются ли документы на капитальный дом, в котором можно проживать круглогодично, или на дачное строение, прочее сооружение на участке, для подачи заявления в Росреестр необходимо принести такие бумаги:

  1. Паспорт заявителя или нотариально заверенная доверенность, паспорт его представителя.
  2. Свидетельство о собственности на земельный участок, а также договор, на основании которого он был получен (дарение, покупка и т.п.).
  3. Кадастровый паспорт участка.
  4. Заявление, бланк которого выдается на месте.
  5. Квитанция, которая подтверждает оплату пошлины (сегодня ее размер составляет 2000 рублей).
  6. Разрешение на ввод в эксплуатацию, если дом был только что построен, а не продан одним собственником другому.

На сегодняшний день заявление можно подать 3 способами:

  1. Лично обратившись в отделение Росреестра.
  2. Через любое отделение МФЦ – единый центр по предоставлению госуслуг гражданам. Для этого можно предварительно записаться на прием, чтобы избежать ожидания в очереди. Сделать это можно по телефону или онлайн на сайте МФЦ вашего региона.
  3. С помощью онлайн запроса через официальный сайт Росреестра.

Ранее подать заявление на регистрацию собственности можно было и на портале Госуслуги. В данный момент эта услуга отсутствует, однако с помощью этого сервиса можно получить множество других возможностей – например, подать заявление на разрешение на строительство. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться на сайте, подтвердить данные своих документов и выбрать из списка необходимую услугу.

Оформление документов стандартно занимает от 5 до 10 рабочих дней . При подаче заявления через МФЦ или Госуслуги время ожидания может увеличиться до 15-20 рабочих дней. После окончания процедуры заявитель получает уведомление о готовности документов, затем снова приходит в Росреестр и получает выписку из ЕГРН. Именно этот документ с июля 2020 года заменяет свидетельство о собственности, которое больше не выдается. Выписка содержит данные об объекте недвижимости и его собственнике и имеет точно такую же юридическую силу.

Право собственности можно оформить и на недостроенное сооружение, потому что такие объекты также относятся к недвижимости. Владелец должен предоставить документы на свой земельный участок, паспорт, а также разрешение на строительство (если таковое было необходимо на момент начала проведения работ). В остальном процедура выглядит точно так же.

Если впоследствии объект был достроен, это требует внесения очередного изменения в документы на собственность. Порядок действий собственника должен быть таким:

  1. Получение разрешения на строительство (при необходимости).
  2. Если такого разрешения изначально не было или оно уже утратило силу, необходимо вызвать специалистов из БТИ для совершения измерений на месте.
  3. Затем приглашают кадастрового инженера, который занимается составлением технического плана.
  4. После этого в Росреестр подают полный пакет документов вместе с техническим паспортом и кадастровым делом.

В результате получают новый кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, в которой значится тот же самый собственник, однако объект описывается иначе (дом жилого назначения, количество этажей, общая площадь, материал стен и т.п.).

На практике нередко встречаются случаи, когда законный владелец земельного участка возводит на нем капитальное или временное строение, однако без оформления предварительных документов (проект работ, разрешение на строительство и т.п.). В таких ситуациях самовольную постройку тоже можно оформить в собственность, хотя этот процесс может сопровождаться определенными осложнениями. Например, если фундамент строения угрожает безопасности подземных коммуникаций, его могут потребовать видоизменить или демонтировать.

Тем не менее, у собственника есть как минимум 3 варианта действий:

  1. Обратиться в суд для признания постройки законной.
  2. Получить разрешение на строительство, не сообщая о том, что фактически здание уже завершено, а после достроить и попросить ввести здание в эксплуатацию.
  3. Обратиться в комиссию по пресечению самовольного строительства, после чего добиться признания сооружения законным.

После получения соответствующих разрешений собственник обращается в орган Росреестра, где оформляет право собственности согласно описанной выше процедуре.

Таким образом, в целом оформление права собственности на дом не отличается от аналогичной процедуры с квартирой. Достаточно собрать полный пакет документов, после чего можно получить выписку из ЕГРН с ФИО нового владельца в течение 1-2 рабочих недель.

Ссылка на основную публикацию