Как и где зарегестрировать торговую марку в 2020 году

Поскольку собственная торговая марка часто дает ощутимый коммерческий эффект, благоприятно влияя на развитие бизнеса, полезно знать особенности процедуры ее регистрации в 2020 году. Соответствующая пошаговая инструкция с подробным описанием каждого действия приведена в статье.

Гражданское законодательство содержит информацию товарный знак, определяя его как обозначение для индивидуализации товара.

Иметь свою марку может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Поэтому если физическое лицо планирует заниматься коммерческой деятельностью под собственным товарным знаком, оно должно сначала зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Регистрация осуществляется в органе Роспатента, причем порядок этой процедуры регулируется соответствующим Приказом Министерства экономического развития РФ.

Ниже приводится описание практических шагов по регистрации своего товарного знака на основе указаний из этого приказа.

Оформлять свой товарный знак необходимо заблаговременно, потому что процедура минимально займет 12 месяцев (максимально 1,5 года). При этом создавать марку на будущее также недопустимо – если она не используется в течение 3 лет с момента окончания регистрации, такая марка признается недействительной.

Ключевое требование к товарному знаку – его уникальность, поскольку марка должна выделять товары конкретной компании или предпринимателя среди множества других. Поэтому перед подачей заявки руководство должно обязательно проверить марку на уникальность, для чего нужно найти подобные изображения в открытых источниках. Поиск осуществляется:

  • самостоятельно;
  • с помощью услуг Роспатента (до 1 месяца);
  • с помощью услуг частных компаний.

Важно понимать, что поиск проводится не только по базам ранее зарегистрированных марок, но и по тем, относительно которых уже подали заявку другие предприниматели. Поэтому если в процессе проверки заявитель самостоятельно обнаружит отдельные знаки конкурентов, которые сходны до степени смешения, он должен сделать знак более уникальным. Иначе появляется большой риск того, что Роспатент вернет заявку на доработку, оставив ее без рассмотрения.

Каждая марка распространяет свое действие только на конкретный перечень или класс товаров. Эти классы сведены в единую международную систему – классификацию товаров и услуг МКТУ. Каждый заявитель обязан самостоятельно или с помощью другой компании четко определить, к какому именно классу (классам) относится знак. Всего таких категорий существует 45. Среди них можно найти самые разные товары или услуги – например, одежда, обувь, страхование, операции с недвижимостью и многое другое.

Шаг 3. Сбор необходимых документов и оплата пошлины

Процедура регистрации происходит в отделении Роспатента – именно туда нужно направлять заявку.

Указанный перечень документов является базовым – практически ежегодно их количество увеличивается. К тому же могут потребоваться и дополнительные бумаги в зависимости от конкретного случая. Например, если прикладывается доверенность на иностранном языке, она обязательно переводится на русский язык, причем перевод заверяется нотариально.

В ряде случаев словесное описание знака невозможно, потому что он представлен не в виде изображения, а музыки или в другой форме восприятия. Тогда сам знак нужно представить на материальном носителе (например, flash-накопитель), а само описание делать необязательно. При обозначении вида знака нужно использовать коды:

  1. Объемный – 554.
  2. В виде голограммы – 555.
  3. Звуковой сигнал – 556.
  4. Сигнал, вызывающий обонятельные ощущения – 557.
  5. Знак из 1 или нескольких цветов – 558.

Издержки на регистрацию знака связаны с такими тратами.

пошлина за регистрацию в Роспатенте2700 р
экспертиза знака11500 р
проверка каждого классапо 2050 р
пошлина за выдачу свидетельства о регистрации16200 р
услуги патентного бюро30000 р
пошлина за доработку (при обнаружении ошибок Роспатентом)4900 р

Важно понимать, что если знак коллективный, то пошлина за выдачу свидетельства о регистрации вырастает до 30400 р. Поэтому общие затраты обойдутся минимум в 55-60 тысяч рублей. При этом услуги компании, занимающейся разработкой дизайна марки и доведения ее до уникальности, могут стоить несколько десятков или даже сотен тысяч рублей. Поэтому и суммарные издержки возрастают до 100-200 тысяч рублей и более.

Государственная пошлина в Роспатенте оплачивается заблаговременно, до подачи заявки. В противном случае сотрудники этого органа оставят заявку без рассмотрения и вернут документы заявителю. Тогда у него будет 2 месяца, чтобы внести пошлину и снова отправить заявление.

Когда будет заполнено заявление, оплачена пошлина и собран полный пакет документов, можно отправить их в Роспатент. Для этого есть 4 способа:

  1. По почте заказным письмом с описью вложения. Адрес: г. Москва, 152993, Бережковская набережная, 30/1.
  2. Онлайн на сайте Роспатента. Для этого действия заявителю обязательно нужно получить электронную подпись.
  3. Факсом по телефону +7 (495) 531 63 18.
  4. Онлайн на портале Госуслуги. Для этого нужно сначала зарегистрироваться на сайте, подтвердить свои данные, зайти на сайт и выбрать соответствующую услугу из каталога. Затем нужно заполнить заявление, загрузить качественные фото или сканы нужных документов и подать заявку.

Процедура рассмотрения может занять несколько месяцев, она состоит в проведении 2 типов экспертиз:

  1. Формальная экспертиза проводится в течение 30 календарных дней с того дня, как в Роспатент поступил полный пакет документов. Представители ведомства анализируют поданные бумаги, корректность их заполнения, правильность предоставленных данных.
  2. Экспертиза по существу – это собственно анализ торговой марки, ее уникальности. Проводится в течение 1 года (предельный срок).

Наряду с очевидными причинами отказа (поданы не все документы, есть ошибки при оформлении) отрицательное решение может быть принято на основании того, что знак явно не уникален, он имеет большую степень сходства с уже созданными изображениями, а также общеизвестной символикой (например, изображение государственного гимна).

Ссылка на основную публикацию